Психология Парапсихология
   Немного истории
Филисофия Разное
                                                                       Память и ее развитие                  
                   Автор реферата - Хазова Галина, ученица 10 класса Лицея №1 г.Астрахани
                   Научный руководитель - Иванова Ирина Борисовна, учитель биологии Лицея №1 г.Астрахани

Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Целью настоящей работы является изучение сложных процессов, происходящих в человеческом мозге: памяти, ее развитии, а также значение памяти в жизни человека. Разработка, на основе методических материалов и собственных исследований , простой системы совершенствования памяти человека в любом возрасте и апробирование этой системы в группе школьников. Нашей задачей будет научить работать оба полушария мозга содружественно. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает таким образом в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности. Особое значение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти - Мнемосина, слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании". Собственно память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо "тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде". Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов ассоциаций. ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ? Память представляет собой процесс запоминания (запечатление - фиксация), сохранения образа ранее воспринятого объекта -ретенция, удержание) и воспроизведение образа представления (репродукция). Различают память: моторную, слуховую и зрительную. Каждому человеку обычно присущи все три вида памяти с относительно большим развитием одного из них. Процесс запоминания может быть механическим, основанным на неоднократном повторении того, что подлежит запечетлению, и логически-смысловым, построенным на установлении смысловых ассоциаций и отношений между запоминаемыми объектами действительности или образами пережитого. ВИДЫ ПАМЯТИ Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Не нужное забывалось быстро и без следа. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Можно помнить долго, всю жизнь - в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет очень большой объем и организована по смысловым связям. Переход от кратковременной памяти к долговременной постепенен. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная память основана на активных механизмах, поддерживающих возбуждение определенных нейронных систем. При переходе к долговременной памяти, связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отдельных клетках. Нервные клетки не делятся в течение жизни , и новые реакции могут вырабатываться и запоминаться нервной системой только на основе создания новых связей между имеющимися в мозге нейронами. Время, необходимое для перехода кратковременной памяти в долговременную, в условиях эксперимента составляет около 30 секунд. Можно помнить несколько секунд - время, необходимое для прочтения Вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механических связях (ассоциациях), невелика по объему и включает 7 плюс-минус 2 элемента. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять до заучивания. Можно говорить также о непосредственной памяти - когда материал запоминается как бы сам собой, без специальных действий (их называют мнемотехническими приемами), и об опосредованной, когда человек придумывает нечто вроде "узелков" на память, чтобы затем вспомнить трудный материал. Например, наши бабушки запоминали последовательность падежей русского языка при помощи забавного стихотворения, первые буквы каждого слова которого напоминают названия падежей: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку! Вот как много видов памяти существует - и это еще далеко не все из того, что известно психологам и педагогам! Изначально человек обладал образной памятью, т.е. памятью на звуки, запахи, цвета и т.д., причем яркой, четкой - человек жил этим. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников. Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. "Ну, допустим, - скажут скептики, хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстрактной, словесной. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти - мнемотехника?" Ну, что можно на это ответить? Древние говорили: "Мысль изреченная есть ложь", каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь, все до таких глубин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом - подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться, - нужна память. Вся эта нагрузка ложится на 3% мозга, а к 25 годам словесная память переполняется воспринятой информацией, и возможность запоминать резко падает. Человек прекращает учиться. Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично события, цифры, буквы, слова путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д. Почему же происходит так? Немного теории. Человеческий мозг - один из самых сложных объектов во Вселенной. Он содержит 1 трлн. клеток, из которых 100 млрд. соединены в сложнейшие сети нейронов. Главная часть головного мозга - два симметричных полушария (высший центр психической деятельности), связанные между собой мозолистым телом и другими "мостиками" из нервных волокон. Поверхность полушарий покрыта корой толщиной всего 2мм., а площадью около 1,5 м2 за счет многочисленных борозд, крупнейшие из которых делят кору на лобные, височные, теменные и затылочные доли. Правое полушарие головного мозга - образное, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно. Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и так далее. В одном полушарии оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно. Отсюда не контролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие. Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Сумел вообразить - значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и так далее. То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью. Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная память - это 7 +(-) 2 бит/сек на один образ, то образная память - 60 +(-)5 бит/сек. Бит информации - это однозначный вопрос с ответом "да" или "нет". Если мозг словесной памятью задает пять - девять таких вопросов в секунду, то образной памятью - 55-65. Кроме того, запомним, что человек даже в окружении книг может творчески работать только с тем, что держит в голове. Образная память - это библиотечка минимум из 10-15 книг. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Развитие памяти состоит в ее совершенствовании и усложнении самих образов представлений памяти. Если в первые годы жизни ребенка такими образами являются в первую очередь образы непосредственно созерцаемых обьектов действительности, то позднее это уже образы связи обьектов, отношений обьектов, собственных чувствований, возникающих при встрече с обьектом и т.д. По существу нет такого качества психической деятельности, в становлении и сути которого не были бы непосредственно замешаны механизмы памяти. Природа памяти изучена, к сожалению, весьма и весьма приблизительно, тем более ее развитие. Известно, что собственно память (способность активно воспроизводить события пережитого) впервые обнаруживается у ребенка со 2-го года жизни. Это и понятно, если вспомнить последовательность развития самих представлений. До этого времени у ребенка наблюдаются лишь способность замечать и узнавать замеченное. Способность узнавания обьектов действительности прогрессивно возрастает и укореняется. Если в 3-х месячном возрасте она исчисляется несколькими минутами после встречи обьекта и после того, как он замечен ребенком, то в возрасте 12 месяцев она увеличивается до нескольких недель, в 24 месяца - до нескольких месяцев, а с 14 лет сохраняется практически в течение года. Естественно, что память на категории пространства, времени и так далее может сформироваться лишь после того, как станет доступной первичная ориентировка в них, разовьются представления о пространстве и времени. В свою очередь овладение категориями пространства и времени невозможно без участи памяти. Не случайно поэтому память на дни недели обнаруживается с 6-7 лет - т.е. со времени начала ориентировки в этих временных категориях, так как на месяцы и годы - с 9-10 лет. Наиболее простой вид памяти, механическая память, становится каждодневно доступным лишь начиная с подросткового возраста (10-14 лет). К юношескому возрасту устанавливается память на форму и образ, а словесно-логическая память продолжает формироваться и в зрелом возрасте/2/. ТЕСТИРОВАНИЕ ПАМЯТИ Для того, чтобы контролировать свое развитие, необходимо периодически (допустим, один раз в неделю) себя тестировать и сравнивать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенности и явится важным стимулом для дальнейших занятий. ТЕСТ 1. Попросите, чтобы Вам прочитали 20 слов с паузой в 10-15 секунд. Например: Дом, кружка, дождь, стол, машина, пароход, ручка, телевизор, кухня, земля, резинка, лыжи, скрепка, сова, самолет, дерево, балкон, море, свет, поворот. Воспроизведите эти слова в том же порядке. В случае, если слово "выпало" - одна ошибка, стоит не на месте - 0,5 ошибки. ТЕСТ 2. Попросите, чтобы Вам прочитали 20 цифр с паузой в 10-15 секунд. Например: 1, 4, 2, 5, 1, 8, 6, 7, 8, 9, 18, 3, 26, 4, 0, 5, 4, 34, 9, 10. ТЕСТ 3. Тестирование уровня яркости образов. Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу. Оценку производить по следующей шкале: Не вижу - 0 Еле заметные черты, которые быстро исчезают - 1 Четкий черно-белый образ, но неустойчивый - 2 Устойчивый черно-белый образ - 3 Устойчивый цветной образ - 4 Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами - 5 Можно изменить его цвет, форму и т.д. - 6 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ Упражнение 1.1 . Тренировка ритма внимания . В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пытается "уйти", постарайтесь его вернуть. Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове? Мысль есть энергия. Когда энергия не спокойна, а "носится" в хаосе, то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата. Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состояние легкости и свободы. Нужно начинать выполнять упражнения с 5 - 7 секунд, постепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут. Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения, в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.). Упражнение освоено, когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая, столько, сколько хотите. Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет составлять особого труда. Упражнение 1.2 . Запечатление - стирание. Найдите приятный Вам предмет, или безразличный . Смотрите на него неотрывно в течении 3 - 5 секунд, стараясь "сфотогра- фировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 - 5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая ,выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 - 5 раз меняйте способ запечатления-стирания, скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения. Это позволит очень быстро двигаться вперед. Занимайтесь целый день по нескольку минут маленькими отрывками . Не назначайте себе твердого , конкретного времени дня, не откладывайте удовольствие . Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема. Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и дово- дите до 50 раз . Ваша задача - научиться по желанию "повторять" образ в воображении и "стирать" его . Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут . Лучше , если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг. Упражнение 1.3 . Запечатление - удержание. В течении трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голове смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела ). Затем закройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной. Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по-другому, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень. Основные задачи упражнения : проработать (прочувствовать) все части тела , достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения . Когда Вы четко научились видеть запечат- ленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению . В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь, таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале воображения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами , переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению . Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно. РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ В качестве симптома (признака) нарушения памяти выделяют болезненное усиление ее (гипермнезия). Однако в полном смысле слова усиление памяти при болезни бывает, видимо, крайне редко. Следовательно, термин этот имеет больше историческое значение. Ослабление воспоминания (гипомнезия) или явления выпадения пережитых событий из сознания (амнезия) нередко наблюдается по выходе человека из истерического, эпилептического припадка. Гипомнезия - общее снижение памяти. Вначале ослабевает воспроизведение основных дат событий прошлой жизни, названий предметов, явлений, терминов, имен и прочее. Гипомнезия может сопровождаться более массивными расстройствами, которые влияют на способность удерживать события в памяти. Амнезия - состояние выпадения воспоминаний пережитого, ограниченное тем или иным периодом времени либо той или иной ситуацией. Это может проявляться в виде резкого нарушения способности запоминания или в утрате воспоминаний о событиях и переживаниях, имевших место после выхода человека из помраченного сознания. Амнестическая афазия - выпадение из памяти человека наименований, названий предметов при созранности представлений о назначении, путях использования и применения их. Парамнезия - извращение памяти, описываются обычно в виде вымыслов - человек сообщает о событиях и переживаниях, которые якобы имели место в свое время, тогда как в действительности подобные события и переживания отсутствовали .


Для тех, кому интересно...

 
Сайт создан в системе uCoz