Психология Парапсихология
   Немного истории
Филисофия Разное
                                                                       Память и ее развитие                  
                   Автор - Хазова Галина, ученица 10 класса Лицея №1 г.Астрахани
                   Научный руководитель - Иванова Ирина Борисовна, учитель биологии Лицея №1 г.Астрахани

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности. Особое значение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти - Мнемосина, слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании". Собственно память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо "тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде". Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов, ассоциаций. Целью настоящей работы является изучение сложных процессов, происходящих в человеческом мозге: памяти, ее развитии, а также значение памяти в жизни человека. Разработка, на основе методических материалов и собственных исследований, простой системы совершенствования памяти человека в любом возрасте и апробирование этой системы в группе школьников. Нашей задачей будет научить работать оба полушария мозга содружественно. Для этого, по крайней мере, необходимо уяснить себе строение памяти, ее структуру. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани ("мнема"). Основа памяти называется природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте, но каждый человек, какими бы слабыми возможностями он не обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Эти приемы - своего рода "надстройка" над природной памятью - культурная память. Можно помнить долго, всю жизнь - в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет очень большой объем и организована по смысловым связям. Переход от кратковременной памяти к долговременной постепенен. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная память основана на активных механизмах, поддерживающих возбуждение определенных нейронных систем. При переходе к долговременной памяти, связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отдельных клетках. Нервные клетки не делятся в течение жизни, и новые реакции могут вырабатываться и запоминаться нервной системой только на основе создания новых связей между имеющимися в мозге нейронами. Время, необходимое для перехода кратковременной памяти в долговременную, в условиях эксперимента составляет около 30 секунд. Можно помнить несколько секунд-время, необходимое для прочтения Вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механических связях (ассоциациях), невелика по объему и включает 7 плюс-минус 2 элемента. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять до заучивания. Можно говорить также о непосредственной памяти - когда материал запоминается как бы сам собой, без специальных действий (их называют мнемотехническими приемами), и об опосредованной, когда человек придумывает нечто вроде "узелков" на память, чтобы затем вспомнить трудный материал. Для своих исследований мы выбрали группу школьников пятого класса (10-10,5 лет). В этом возрасте ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную жизнь, стремиться занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не является исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация не меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении, какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применять какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях. В чем это проявляется? Для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста (примерно к 10 годам) продуктивность опосредованной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной. При этом есть некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек. Объем непосредственной памяти младшего школьника колеблется около 5 единиц. Количество информации, запомненной опосредовано, например с помощью ассоциаций, может увеличиваться вдвое. Ученые провели исследования по запоминанию детьми:

Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, составлять мнемический план. При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. В нашем исследовании приняли участие 32 ученика пятого класса. После первого тестирования наблюдалась следующая картина: Внимание 4,37+0,19 Запоминание 12,35+0,62 Воображение 5,03+0,27 Это подтверждает достаточно высокий уровень запоминания у детей среднего школьного возраста. Два раза в неделю в течении четырех месяцев мы проводили с испытуемыми занятия по развитию памяти. Сначала давались упражнения для тренировки слуховой памяти. Детям зачитывались слова, которые они затем должны были воспроизвести. После этого предлагались упражнения, целью которых было научить детей систематизировать материал для запоминания, находить аналогии, выделять главную мысль (например, составление конспекта параграфа, заданного на дом). Затем, в заключении занятия, мы проводили упражнения для развития зрительной памяти, которые зачастую проходили в игровой форме. Например: ребенку предлагается несколько профилей человеческих лиц, один из которых обведен кружочком. После просмотра, ребенок пытался найти его среди остальных, а затем рассказывал о своем методе запоминания. Это помогало всей группе испытуемых найти наиболее эффективный для себя способ запоминания. Общее время каждого занятия составляло примерно двадцать минут. После занятий было отмечено:

Внимание 4,73+0,13 Запоминание 15,43+0,53 Воображение 5,80+0,09 Т.е. внимание у детей выросло в среднем на 9.5%(но т.к. Р>0,05, эти результаты не достоверны), способность запоминать - на 12.7%(Р<0,001, следовательно достоверность очень высока), а уровень воображения - на 16%(Р<0,01, следовательно достоверность высока). Вследствие этого повысилась и успеваемость испытуемых в школе. Так количество детей, учащихся на 4 и 5, повысилось с 11 до начала занятий с ними до 22. Эта работа наглядно показывает, как можно с помощью практических занятий со школьниками, добиться повышения внимания, запоминания и воображения. Занятия с этой группой школьников будут проводиться до конца учебного года. Мы надеемся на дальнейшие успехи.


Использование без ведома автора крайне не желательно, если все же вы на это решитесь - не забудьте упомянуть об источнике материала.

 
Сайт создан в системе uCoz